#интервью@biblioteka_regenta_xor Приветствуем Вас в нашей рубрике «Интервью», где мы общаемся с композиторами, регентами, певчими, активными участниками нашей группы и просто интересными людьми! И сегодня мы поздравляем удивительную женщину, матушку Юлию Воскобойникову с 20-летием регентского служения и немного с ней побеседуем:) - Добрый день, матушка Юлия! Расскажите, откуда Вы, где учились и где трудитесь? - Добрый день! Я из Харькова, музыкальное образование получила в Харьковском музыкальном училище и затем в Харьковской государственной академии культуры, где и работаю вот уже 20 лет. А, кроме того, преподаю на Регентском отделении Харьковской духовной семинарии и служу регентом Митрополичьего хора Благовещенского кафедрального собора. - Как начинался Ваш путь в Церкви и церковном пении? - Меня крестили в детстве, но воцерковилась я уже в весьма взрослом возрасте. И вскоре познакомилась с будущим мужем, который через 3 года стал священником. Так что я была "новоначальная матушка". Мой путь в церковном пении начался "случайно". Подруга позвала спеть венчание, после которого мне сразу же предложили остаться в хоре, который тогда насчитывал 4-5 человек. И, хотя это было на противоположном конце города, я согласилась. Мне было интересно войти в этот мир, кроме того, я считала, что для профессионального хормейстера необходимо знать эту специфику. К тому моменту многие мои коллеги и педагоги имели прямое отношение к Церкви - пели, регентовали... Служение моё продлилось аж две недели. Я пришла на Преображение, а с 1 сентября меня взяли работать на кафедру, и из-за сложностей расписания возможность практически исчезла :) Так что на клирос я вернулась только через год, в августе, отрихтовав субботнее расписание под расписание богослужений :) Собственно, в понимании службы я недалеко продвинулась :) Поставили ноты - я пою. Не поставили - не пою. Я уже была достаточно воцерковлённой, но устава не знала. Поэтому, когда 4 января мне позвонил настоятель (и к тому моменту мой духовник) с благословением управлять хором на Рождественских богослужениях, я просто онемела от ужаса. Стресс был таким, что через пару дней у меня появились какие-то пятна на руках, которые "ношу" до сих пор. Лет десять мне не могли поставить диагноз, потом медикам удалось установить, что у меня на нервной почве нарушился водный обмен в коже и теперь при любой сырости, пыли или холоде она растрескивается в кровь :) Считаю это платой за своё служение, которому сегодня, слава Богу, ровно 20 лет. Почти 18 из них я провела в Храме священномученика Александра, архиепископа Харьковского, третий год служу регентом Митрополичьего хора. Собственно, это дело не является главным и единственным в моей жизни. За это время я вышла замуж, родила двоих детей, защитила две диссертации, записала два диска и сняла фильм "Единым сердцем" о хоре матушки Иулиании (Денисовой), к которому теперь мечтаю снять продолжение. Но, думаю, это так и останется мечтой. - Удивительно! А какие люди помогали Вам на пути становления Вас как матушки и регента? - :) Очень много сделал для моего понимания этого служения мой духовник и настоятель отец Михаил Кит. Хотя мне сложно для себя сформулировать, что такое "становление матушки". Я до сих пор не считаю, что "установилась". Да и сама цель не ясна. Что это такое - быть матушкой? У кого-то есть ответ? Отец Михаил всегда мне говорил: "Не забывай благодарить за своё служение". Я стараюсь :) Хотя иногда бывает тяжко. В остальном, думаю, служение матушки - это служение жены. Если матушка к тому же регент, руководитель воскресной школы и т. д. – слава Богу. Но главное, чтобы мужу твоему было хорошо. А так матушки бывают (и должны быть!) разные. Представьте, выходите в поле - а там одни только ромашки. Скучно! Ну, и, конечно, ещё более важную роль сыграл мой муж. Когда меня поставили регентом, мы ещё даже не встречались, просто дружили. Он помогал мне разбираться с уставом. Я была уже довольно опытным хормейстером, но вот устав... Когда ты сама только начала ходить в храм... Когда будущий супруг сделал мне предложение, я знала о его намерении стать священником. Но на тот момент полной ясности не было. Муж заканчивал консерваторию как хоровик и параллельно учился в семинарии. Планы были весьма отдалёнными: он планировал закончить семинарию, потом академию и уже только затем, если будет на то Божья воля, просить о рукоположении. Успокаивал меня, что за это время я всему научусь, войду прочнее в церковную жизнь... Но всё сложилось иначе. У нас родился ребёнок, надо было как-то обеспечивать семью, и он пошёл писать прошение о свободном посещении семинарии (тогда это практиковалось), чтобы искать работу. А вернулся, написав прошение о рукоположении :) Один из опытных епархиальных священников поинтересовался, что за бумагу сочиняет юный второкурсник и вот так его перенаправил. Для меня это был шок. Что такое "новоначальной матушке" попасть на приход? Верная гибель от обиды на всезнающих прихожан :) Но Господь меня пожалел. Митрополит Никодим поставил отца Фёдора служить в кафедральный собор, где я, слава Богу, никого не интересовала. Так мы 15 лет и прослужили в разных храмах. Вот только в последние три года радуемся "воссоединению семьи" - я вижу, как он служит, он слышит, как мы поём :) - Это так здорово:) А можно теперь поподробнее: что поёте? :) Какому стилю богослужебного пения отдаёте большее предпочтение? - Мне сложно сформулировать как-то в одном понятии, что именно мы поём. Одно могу сказать наверняка - мы почти не практикуем одноголосные песнопения. При всей известной полемике поклонников унисона с поклонниками "грамофонно-гармонического", я склоняюсь к гармонии. Сегодня ухо человека воспитано в темперированном многоголосии. Как бы нам не пели, не играли одноголосие - мы мысленно его гармонизуем. Ну, либо НЕ гармонизуем, и нашему мозгу не хватает информации. Собственно, отсюда вот эта ситуация, что, служа знаменным, "ты либо молишься, либо у тебя от него голова болит". Не знаю, чья это мысль, но она однозначно трезвая. Находиться в одноголосии сегодня - это специальный и, к тому же, довольно редкий навык. Мне самой это не очень сложно. Но вести туда других я, наверное, не способна. Да и Господь поставил в другие условия. У меня нет каких-то конкретных сугубо любимых композиторов. Я пересматриваю много нот, но "присваиваю" довольно небольшой процент того, что мне близко. Нет такого композитора, у которого нравится ну вот вообще всё. Особенно, если начинаешь учитывать реалии состава, акустики, темпоритма богослужения в нашем конкретном храме и т. д. А так поём и Чеснокова, и Старорусского, и монастырские напевы, и Рахманинова, и Архангельского, и Озерова с Третьяковым... Вот Кастальский и Шведов - не моё. Может, не доросла, но мне большинство их песнопений кажутся какими-то искусственными. Как будто человек не за молитвенной мыслью идёт, а за каким-то желанием следующий аккорд сделать таким, чтобы не как у всех и вопреки какой-то средней логике :) Для меня песнопение - это песнь прежде всего. Если мелодию невозможно быстро запомнить и воспроизвести, то мимо... Современных композиторов люблю, но поём их очень точечно - Елену Юнек, Сергея Самусенко, Василия Борисенко (Майкла Азовских, как он себя называет, но я не понимаю, чем это имя лучше его родного, в силу личного знакомства не приемлю), Юрия Костюка, Архимандрита Романа (Подлубняка), Николая Цололо, Константина Туева, Геннадия Лапаева... Если говорить о самых любимых, то это диакон Сергий Трубачёв и мон. Иулиания (Денисова), это "наше всё" в великопостное время. Очень нравятся гармонизации, которые пишет мой муж. Жаль, что у него нет времени заниматься этим на постоянной основе. Сама тоже иногда что-то гармонизую. Бывает, что и казусы случаются :) Не так давно нашла в соборских шкафах двухголосное песнопение без указания автора. Ну, вижу - красивущий монастырский напев какой-то. Двухголосия от нас в соборе не ждут, просится гармонизация. Сделала. Стали петь. А через год выяснилось, что я авторское песнопение своего коллеги Игоря Сахно гармонизовала))) Слава Богу, он не расстроился. Но, может это пока... Пока не услышал, чего я там наваяла :))) Возвращаясь к репертуару... Стараюсь за одно богослужение сильно не "скакать" по стилистике, но тут много факторов: и тональный план, и темп священника, и характер праздника, и состав, конечно... И, кстати да, классический духовный концерт тоже понемногу поём. Если делать это без традиционного "подпрыга", то вполне нормально получается. Но это больше по любви к ценителям классики, чем по зову сердца. А вообще очень прислушиваюсь ко мнению священства. Всё-таки они служат, а наше дело - помогать им настраиваться, создавать атмосферу. Если священник что-то не приемлет или, наоборот, просит петь - это его право. Обычно получается достигнуть компромисса. - Расскажите немного и о хоре, с которым Вы всё это практикуете. Какие отношения царят у Вас внутри коллектива? - Отношения в хоре - на мой взгляд, очень важный аспект совместной работы. Это как семья, только сложнее. Мне очень трудно балансировать между присущей мне требовательностью (к себе, в том числе) и пониманием, что у каждого человека - своя боль, свои проблемы и особенности. И в последнее время я, благодаря одному интервью Геннадия Лапаева, стала при всех неполадках задавать себе вопрос: "А я тут точно ни в чём не виновата"? И очень часто обнаруживаю, что что-то не учла, не доглядела, не предвидела и т. д. Перефразируя известный совет, "начни с себя и будет с тебя" :)) В последнее время в коллективе появилось много молодёжи. Это очень хорошо. Но одновременно я замечаю, что ребятам сложно концентрироваться на чём-то, запоминать... Видимо, такова особенность нынешнего мышления - пропускать сквозь себя потоки информации, сразу освобождая место для следующей порции. Иногда я в шутку называю свой коллектив "Хор имени рыбки Дори". Каких-то четыре года назад в своей докторской диссертации я, говоря о скорости освоения материала церковными певчими, указывала срок около трёх лет. Год - знакомство, второй - закрепление и год - шлифовка. После чего, в принципе, певчий знал годовой круг песнопений довольно хорошо. Сегодня это не работает! Через год мы те же ноты открываем, как в первый раз. И ещё через год - снова почти так же. С одной стороны, виной тому текучесть состава, с другой - вот эта самая деградация долгосрочной памяти. Меня это, конечно, очень печалит и раздражает. Но приходится принимать ситуацию такой, какая она есть. Бог дал тебе поле - возделывай. А особенности ландшафта - дело второе. Поэтому стараюсь относиться с пониманием и развивать семейные отношения. Всякое бывает, но мы всё равно должны держаться друг друга. Если не мы, то кто? - Всё верно:) Как интересно и обстоятельно Вы отвечаете на вопросы! А теперь, если Вы не против, перейдём к блиц:) Назовите 5 своих любимых песнопений. - Диакон Сергий Трубачёв 'Милость мира" (НЕ двухголосная), Сергей Самусенко "Не рыдай Мене, Мати", мон. Иулиания (Денисова) "Кондак акафиста Покрову Божией Матери", Апостол Николаев-Струмский "Великое славословие", митр. Иларион Алфеев "Тебе поем". - 5 любимых книг. - Ну, если вехами пройтись по всей жизни, то "Педагогическая поэма" А. Макаренко, "Преступление и наказание" Ф. Достоевского, рассказы Р. Бредбери, "Хроники Нарнии" К. С. Льюиса, его же "Любовь". - 5 любимых фильмов. - "В бой идут одни старики", "Остров", "Идиот". Ну, и два мультика - "Маленький принц" (2015 года) и "Необыкновенное путешествие Серафимы". - 5 современных людей в Церкви, которые являются для Вас авторитетами. - Ооой... Так сложно выбрать 5... Скажу только о тех, кого знаю лично. Искренне уверена в том, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий и митрополит Арсений Святогорский - святые нашего времени. Удивительным примером для меня является архимандрит Алипий (Светличный), вставший с другими монахами между протестовавшими и "Беркутом" на Майдане. Если говорить о музыке - монахиня Иулиания (Денисова) продолжает оставаться для меня авторитетом во многих церковно-певческих темах. Предваряя вопросы - да, несмотря на произошедшее. Ну, и, конечно, мой супруг, который в последнее время фактически стал и моим духовником. Окормляться у другого священника я просто физически не успеваю :) Да и не хочу. - :) и 5 качеств идеального регента. - Доверие Богу, многозадачность, терпение, умение навязать свою волю, Любовь (или хотя бы навык хвалить 😊). - Замечательно:) Теперь вопросы блока «50/50». Мажор или минор? - Минор, в нём нет прямолинейности. - Всенощное Бдение или Литургия? - Литургия. - Смешанный хор или однородный? - Любой хороший :) - Храм с фресками или с белыми стенами? - Храм не в досточках, а в косточках. И не так важно, что там со стенами. - Монастырь или приходской храм? - Мне ближе аскетичность и простота. Сейчас монастырь этого не гарантирует, поэтому пусть будет приходской. - :) остался вопрос-сюрприз… Матушка Юлия, с Вами так приятно общаться! Через Ваши ответы чувствуется невероятное тепло и какая-то тихая мудрость. Поэтому просто напоследок дайте православным женщинам какие-нибудь жизненные советы: матушкам, регентам, певчим и просто прихожанкам... Как не растерять веру в это непростое время? - Ой, что Вы :)) Тепло и тихая мудрость - это точно не про меня. И какие общие советы я могу дать? Кто я такая? В вопросах веры первое и последнее слово принадлежит Богу. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий». Если Господь не призовёт - человек не придёт, хоть ты ковриком расстелись. Если Господь поможет не растерять веру - не растеряем и в испытаниях. Достаточно посмотреть вокруг. Возникли первые гонения на Украинскую Церковь - и многие отпали или усомнились. Пришла пандемия - многие научились крепко молиться, а кто-то, наоборот, перестал ходить в храм... Я не знаю, как не растерять веру... Сама стараюсь держаться за тех людей, которые этой верой живут. Держаться хотя бы взглядом :) Ведь регентство - это прямая дорога в ад. Плохо поёшь - небрежение, хорошо - гордыня, требуешь - гнев, попускаешь - человекоугодничество. Высокий выход у певчих - искушение, низкий - уныние :) Шаг вправо, шаг влево - попытка к бегству, прыжок на месте - провокация. Всё время нужно балансировать и держаться золотой середины, на этом пути без ориентиров никак нельзя. Но их поиск - это уже личное дело каждого, тут ничего нельзя посоветовать или навязать. - Спаси Господь, матушка Юлия! Будем стараться искать этот путь… Благодарю за сердечную и тёплую беседу! Пожелаете что-нибудь участникам группы? - Желаю всем пребывать в радости: хористам - от своего служения, регентам - от своего состава, прихожанам - от своего хора, участникам группы - от выкладываемых нот и материалов, а руководителям группы - от количества пользователей и... рекламодателей. Ваш труд очень нужен, и он должен вознаграждаться :) Что ж, а мы с вами послушаем чудесные песнопения в исполнении разных хоров под управлением матушки Юлии:)

Теги других блогов: интервью регент церковное пение